Ермен Анти - "Парашют Александра Башлачева"

    Альбом был записан Ерменом Анти (вокал, акустическая гитара, звук) с музыкантами проекта ГИГ - Олегом Панченко (гитара, бас), Андреем "Гавром" Малозёмовым (также МУХА - гитара, бас) и Жекой Корнеем (перкуссия, подпевки).

    Если прослеживать творческую эволюцию Ермена, легко обнаруживаются изменения сравнительно с предыдущим материалом - песнями, впоследствии вошедшими в сборник "Запахи детства" и альбом "Колесо истории", а также в безымянный альбом проекта ВИА БРИГАДЕН ХОЙ1. Музыкальная составляющая (сам Ермен в то время был категорически против употребления слова "музыка" применительно к его творчеству) заметно утяжелилась. Тексты стали серьезнее, глубже, сложнее. Конкретность и прямолинейность уступили место повышенной рефлексивности, смысловой многослойности, фрагментарной сюжетности, оформленной в фабулу чувств. На Ермена работает все - выворачивающий наизнанку голос, откровенно грязный саунд, посредственное качество записи.

    Вместе с тем концепция альбома осталась прежней. Стремление к самодостаточному, замкнутому "я", противостояние любой системе, любому режиму - отправная точка понимания песен Ермена. Главная их особенность - эти песни не поддаются однозначному толкованию. При внешне незамысловатой манере письма Ермен часто использует приемы, в большей степени присущие постмодернистской поэзии - такие, как коллаж, скрытая цитатность, центонность, интертекстуальность, обыгрывание словесных и песенных штампов. Иронии подвергается абсолютно все - от Достоевского до Сида Вишеса.

    "Торчок" (самая длинная, тяжелая и сильная вещь на альбоме). "Черномазая Африка". "Новогодняя". "Маяк над Соломенным городом". "Будущего нет". "Еще один день". "Бищара-рай" (немножко политики). "Всем вам счастья". "Солома спасет мир". "Мальчик упал". "Пусть текут слезы". "Peace and love". "Живой" (песенка может восприниматься как пародия - с точностью до наоборот - на совковое искусство, декларировавшее высокие идеалы гуманизма и коллективизма).

    Большинство из тех, кто начнет слушать альбом, воспримет Ермена Анти как "очередной клон Летова". Таким реципиентам я бы посоветовал набраться терпения и дослушать "Парашют..." до конца, либо начинать знакомство с творчеством Ермена с более поздних альбомов АДАПТАЦИИ.



"Музыкальная газета" (Минск) № 13(310), 1 июля 2003 г.