"Небо под ногами"(Интервью С Александром Непомнящим)

    - Тебя все лето и осень не было в Иванове. Где был, чем занимался?

- После того, как покончил в июне с делами учебными, ушел на трассу. А в середине лета был фестиваль “Оскольская лира” в Старом Осколе, соответственно. Вообще, каждые последние пятницу и выходные июля там проходит один из самых нон-конформистских слетов-праздников рок-поэзии в нашей стране... Я другого такого не знаю. Поэтому нами в этом году плотно занялась Система: менты, чиновники, СБ и подобные... Концерты были в Харькове и Одессе совместно с Максом Крижевским и Шварцем... Ну и в Москве еще...

- А как к Москве относишься?..

- Двойственно... С одной стороны, я понимаю нападки на нее сибиряков - действительно, солнышка над ней мало. Но есть вторая Москва - катакомбный Третий Рим, что-то такое на тихих квартирках, что в снобистском Питере не найдешь. Помнишь же, какая Москва и Питер в “Войне и мире”. Это всегда так и ныне - так. Но чернухи там, увы, тоже больше, чем повсюду. Туда всасываются деньги со всей страны - поэтому бесы там самые жирные. У меня друг есть - лесом живет, с деревьями говорить может, так он в Москву приехал - у него голова раскалываться стала, он через 15 минут в электричку прыг - и обратно... И играть там тяжело. То как в пустой гараж орешь, то пробки срывает...

- Песня “Убей янки”, альбом “Экстремизм” - ты считаешь себя патриотом?

- Любой поэт - дерево, а если дерево от корней своих отрекается, оно умрет. Патриотизм, конечно, разный бывает. В какие-то периоды процветания каких-то наций бывало, что истинным патриотизмом было отречься от Родины своей, проклясть ее, хотеть сжечь ее до тла. Эзра Паунд истинным патриотом Америки был. Но у нас другая метафизическая ситуация. Наши геополитические противники в самых последних измерениях, в свете близкого Конца - носители Абсолютного Зла в последних эсхатологических битвах - я имею в виду американоцентричный запад с его моралью расчета, золотыми тельцами, плебейской масскультурой, оккультно-фрейдистской псевдоэлитарностью. А России, скорее всего, приказано было быть другой стороной... Страшно, если приказ не выполнит - падать тогда нам ниже всех, на круги девятые. А все нынешнее - от киркоровых, новых русских, телеуродов, джентельменов всяких одесских до толстозадых патриотов квасных, кабацких белогвардейцев черносотенных - это просто оккупанты. А наше - Поэты, Вани Карамазовы полуподвальные, горящие скиты, деды наши на войне, Янка... Цветаева в бездну раз больше патриоты, чем клоун Васильев из “Памяти”.

- Твое отношение к политике?

- Поэзия - это Делание. Если ты пишешь стихи не для того, чтобы мир изменить - весь, от земли до звезд, а с другими целями: от скуки, от тщеславия, для девочек там - значит, ни хрена не понял, зачем стихи вообще, значит, звали - да не избрали... Когда политика является страстной, честной, огненной - она близка к поэзии. А все эти телескучные думские и прочие махинации... От того, будет спикером думы хряк “демократ” или хряк “патриот”, мир не изменится, потому что оба они в каком-то смысле импотенты. Политики - скорее Лимонов с Дугиным.

- У тебя песня есть “Конец русского рок-н-ролла” - ты действительно считаешь, что рок-н-ролла нет?

- Почему у нас самые живые люди в роке начинают говорить о нем, как о мифе? С одной стороны то, что наши играют, не имеет ничего общего почти с Холли, с их 60-ми, с началом 70-х - это понятно. Джаз появился, когда столкнулись, поняли друг друга и родили ребенка-джаз белая культура и черная культура - был праздник, потом ребенок повзрослел и стал классикой, то есть перестал расти куда-либо кроме авангарда - и праздник стал кончаться. Рок 60-х - новый праздник, новый ребенок - рок. В битниковско-хиповской культуре столкнулись Запад и Восток, Запад и Африка, запад с собственными древними индейской, кельтской культурами, музыка с поэзией “проклятых” поэтов (Моррисон), с мистикой, рок пытался быть религией, обрядом. Праздник был большой, но последний, потому что рок принял все культуры и все виды искусств в одно синкретическое последнее, но ребенок повзрослел, его пригладила, отглянцевала Система. Шоу-бизнес, - а дальше-то некуда! Конец света обещали попы, когда Библию на все языки переведут, и тут что-то похожее. Теперь у них в основном - старость, постмодерн, всякое эстетство. Я из конца 80-х - 90-х действительно люблю слушать Диаманду Галас, так она для их нынешней культуры тоже своего рода проклятый поэт, - ну, и еще пару столь же неудобных рок-личностей. Под 60-е старательно косят, модно это, только подделка всегда налицо - в одну реку два раза, как говорится, того...
А у нас рок воспринял уже готовую форму, мы, русские - культура открытая, но из ихнего всегда делаем нечто такое, что миру и не снилось. Я рискну сказать, что лучшая наша рок-поэзия на порядки глубже, страшнее и радостнее их. А поскольку у нас все совсем СЕРЬЕЗНО (Помните, как Егор на заграницу ругался, что слова текстов читают и думают, что это жест эстетский, эксперимент, и не врубаются, что если Родина-Смерть, то это так?), то не прошло все гладко у Системы шоу-бизнеса по нашему пожиранию. Мы тоже синкретичны, но у нас больше от поэзии, а это просто так не купишь. И может так статься, что покупатели закончат жизнь в наших традициях - на фонарных столбах. Мы - как гремлины из голливудского фильма: кого-то купили, - ну и хрен с ним, живым мертвых хоронить некогда - мертвых много, а любителей хит-парадов нам как вода, и лезут вместо одного десятки новых прекрасных и безобразных, так что обыватель и троицкие косточками давятся. Выпустили Сашку Башлачева, Янку с Обороной, как бисер перед свиньями метнули, надеялись, суки, что все по-ихнему будет, по-хит-парадовому успокоится, будет Янка в универмаге - значит, и все будет в том универмаге продаваться. Только новых гремлинов выпускать Большой Брат уже не рискнет. Вова Аникин или Подорожный в киоске - это для киоска уже опасно: киоск взорвется. Выпустит - полезут новые. Может быть, именно в роке состоится Бронзовый век нашей поэзии. А что агрессивные мы и безобразные , так это времена такие - Шива танцует...

А песня про то, ГДЕ рок-н-ролл кончается, а где начинается - наша тайна.

- Если раньше пели про суицид, то сейчас немного изменилось и поют про солнце, пусть это и грустнее, и больнее. Но вроде яснее стала дорога, как ты считаешь, - в светлую или темную сторону?

- Но про суицид у нас не пели - это просто как кому угодно понимать... А дорога у нас разная. Кто-то к свету идет и этим прав. А кому-то известно, что истинный Свет - он за тьмой, за льдом, и настоящий Свет, может быть, найдешь только если туда идешь, вслед за Данте. А небо - оно из камня, оно - под ногами.

- Как ты расцениваешь нынешнее положение и свои силы? Ты считаешь, что можешь изменить что-то?

- Надо тебе, допустим, камень сдвинуть. Ты что, сядешь и будешь плодотворно размышлять, сдвинешь ли ты его, есть ли на это надежда? Надежды нет и она не нужна - это род похоти, слабости. Будущего тоже нет - есть здесь и сейчас.

- “Давай загоним чего-нибудь в вену...” Твое отношение к наркотикам?

- Эта песня и еще парочка с близкими сюжетами посвящалась моему старому другу, который из этого дела целую поэзию сделал. Если угодно заметить, то песня ироническая, даже саркастичная. Я категорически ПРОТИВ. Кому-то это может помочь стать настоящим, но таких - меньше, чем единицы, может быть, их вообще не осталось. Если думаешь, что можешь - проверься сначала: по углям босиком походи... Просто в концлагере правильных, хороших, положительных и товарочековых всегда есть процент нас, Чужих, которых, чтобы их романтическое неприятие пошлости всей этой не обернулось часовым на вышке, а Системе - битыми очками (если не вообще - смертью),- надо обезопасить. А наркотики - как раз иллюзорная пародия на дверцу в Иное. Сатана не злой - он просто пошляк-пародист. Все эти “последователи” дона Хуана на облеванных полах, растаманы хреновы, которые даже про Гарви ничего не слышали - тошнит... А янки-колонизаторы наркотики сюда тащат: скотом проще управлять - помните старую историю про индейцев и огненную воду? Просто они нас живых боятся.

- Что ты слушаешь, читаешь, смотришь?

- Про запад я говорил. Про известных русских исполнителей тоже, наверное, ясно. Из других - Макс Крижевский (Одесса), ДРУЗЬЯ БУДАРА-ГИНА, в Иваново - молодые да удалые ЧУЖИЕ, в Брянске - Рома Коноплев, под Харьковом - Юра Радько, в Москве - Саша Арбатская, Вова Аникин с Костромы, Шварц из Калуги, Веня Д’ркин с Донбасса - это только малая часть, те, с кем часто общаюсь. По записям очень люблю А. Подорожного из Барнаула, но никогда не встречал.

А читаю слишком много разного - не стоит пытаться объять... Сейчас больше традиционалистов.

- Расскажи про альбомы, записанные на “Колоколе”.

- Мне ни один из них до конца не нравится. Была там сборка старых вещей “Под Тонкой Кожей”- часть этих песен буду писать на новом витке - ведь мы почти спираль, и что-то почти повторяется. Почти... “Аркадий Иванович” - ну, чего - достоевщина этакая. К сожалению, на нем пара лишних вещей, а центральная - “Слепая инквизиция” - была написана позже и стоит на невышедшей официально “Темной Стороне Любви” - подозрительной буффонаде от Хармса до По и Бодлера. “Экстремизм” - я его не ощущаю как органическое целое - там кусочки “Полюса” и двух альбомов, которых еще нет, а так же всякая фигня типа “Блюза дружинников”. “Полюс” - по композиции самый цельный, но “болела” моя любимая гитара, а на чужой не пошло искренне, как надо... Я его летом перепишу. Что будет после - военная тайна...

- А почему “Полюс”?

- Полюс - символ неподвижного центра, где времени нет, ось, вокруг которой колесо Сансары крутит. Очень наглядно в символике свастики отражается... Альбом, если в двух словах, наверное - просто иллюстрация к тому, что “Царствие Небесное силой берется”. Хотя, там масса синкретиков...
- Почему ты не делаешь группу? Были DEAD MAZAY & ЗАЙЦЫ, сейчас ты с КРАНТАМИ играешь - а свою группу?

- DM & З были не группой, а юным и веселым концептуальным проектом - доводили эстетику абсурда до логического конца. Из подобных приколок ныне в глубинах подполья существует нечто подобное - DEAD MAZAY & ПРЕЛЕСТЬ. Собственно, к моему творчеству это не имеет отношения, ибо это акт полностью коллективный, кроме того - это как рядиться в ночь перед рождеством - что-то веселое, языческое, с гоголевскими чертиками. А полсостава КРАНТОВ и барабанщик Михаил Киселев играют мои песни, но проект этот зально-концертный, а я люблю больше играть на пять человек слушателей. Обычно - в центре группа, проект, а дополняют ее альбомы-сольники. Я люблю наоборот: в центре - человек с гитарой, а группа или группы - побочные, неосновные проекты.
- Скоро будут концерты?

- Скоро. Иваново, Кинешма, Кострома, Москва, Брянск...


Вопросы задавали Роман Тырыкин и Евгений Зуйков
Иваново, декабрь 1997 г.